Проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями

Проблемы физического воспитания лиц с проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями возможностями здоровья инвалидов и привлечения их к занятиям спортом Проблемы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидов и привлечения их к занятиям спортом Бурцева Елизавета Петровна - заведующий и методист отдела «Организационно-массовый» Муниципального бюджетного образовательного учреждения Центр внешкольного образования «Творчество» г. Самара Физическая культура — это особая и самостоятельная область проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями, которая приобретает ряд специфических черт, в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений, вариативность их выполнения, позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом. В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду, что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения и приучения наибольшего количества инвалидов к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, возможно, существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще Аристотель сказал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также надо отметить положительное влияние занятий танцами, физкультурой и спортом на развитие личности, что особенно ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями физическая форма была на высоком уровне в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства. С 1992 года в МБОУДОДЦВО «Творчество» г. Самара действует отдел психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном с заболеванием — ДЦП детский церебральный паралич. Одной из проблем, которая была при открытии отдела реабилитации - это неприятие здоровыми детьми детей-инвалидов. На них смотрели как на изгоев. По прошествии небольшого времени, занимаясь вместе с детьми, непохожими на них, здоровые дети прониклись пониманием их проблем, стали помогать во всем. И в настоящее время совместное проведение соревнований, конкурсов, занятий воспринимается как естественный факт. Реализация физкультурно-оздоровительных программ в ЦВО «Творчество» приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд. Занятия с детьми с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, в ЦВО «Творчество» строятся с учетом индивидуальных особенностей, уровня здоровья, психо-эмоционального статуса, характера заболевания. Педагоги в своей работе с данными детьми руководствуются принципом, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если знать, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека. Привитие навыков к занятиям физкультурой и проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями начинается с раннего возраста. В отдел реабилитации принимаются дети с 4 лет. Для этой категории детей разработана программа «Преодоление». Задачи физического воспитания дошкольников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП и НОДА можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые решаются и в работе со здоровыми детьми — это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. К задачам общеобразовательного характера относятся задачи формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. К оздоровительным задачам относятся задачи охраны и укрепления здоровья ребенка, развития сохранных функций организма ребёнка и совершенствования адаптационных и функциональных возможностей, повышения умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития. Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности. Вторую группу задач составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на: основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Вспомогательные двигательные коррекционные задачи: коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата; преодоление слабости отдельных мышечных групп; улучшение подвижности в суставах; нормализация тонуса мышц; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями. В медицинской карте ребёнка указываются дефекты опорно-двигательного аппарата, которые проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями преодолеть направленными упражнениями. В результате работы по данной программе дети становятся способными проявлять активность на людях во время праздников и массовых мероприятий, у них возникает желание общаться, заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях. Проблема многих семей, где имеются дети-инвалиды, взаимоотношения членов семьи. Спортивная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей. Они — первые ценители труда педагогов и достижений своих детей. В первую очередь меняется отношение родителей к ребенку, они перестают видеть в нем инвалида. В отделе реабилитации поддерживается система непрерывности дополнительного проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями. Воспитанники подросткового возраста продолжают занятия в Спортивно-оздоровительном клубе «Старт» и детском объединении «Аэробика». Деятельность СОК «Старт» укладывается в формулу: "Спорт - для здоровья, а не только ради высоких результатов». Каждый член проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями будь то здоровый подросток или ребенок - инвалид, должен получить возможность заниматься тем или иным видом спорта. Воспитанники СОК «Старт» - неоднократные победители районных и городских соревнования среди детей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта. В ЦВО «Творчество» для воспитанников отдела реабилитации есть два тренажерных зала. Один для детей до 8 лет, где находятся мягкие тренажеры и «сухой бассейн», и зал ЛФК, оборудованный тренажерами для детей старшего возраста. Педагоги проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями инструкторы ЛФК индивидуально подходят к выбору программы для каждого воспитанника, прослеживают динамику его физического развития. К сожалению, из-за нехватки материальных средств, оборудование давно не менялось, многие тренажеры пришли в негодность. В ЦВО «Творчество» разработан и реализован социально-значимый проект «Тропа здоровья». Цель программы «Тропа здоровья» - содействие физическому и разностороннему развитию подростков и молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у них гражданственности и патриотизма проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями спортивного туризма. Одним из направлений этого проекта является поход выходного дня. В этом проекте приняло участие около 25 старших воспитанников отдела реабилитации. Подростки сталкиваются с проблемой преодоления страха перед подъемами на гору, опасения непрохождения расстояния пешего перехода. Но, пройдя маршрут, они испытывают чувство удовлетворения и уверенности в своих возможностях. За 21 год существования отдела реабилитации в ЦВО «Творчество» накоплен большой опыт физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми — инвалидами. Решены проблемы с кадровым составом, использованием материально-технических средств, разработаны методики и формы работы с детьми-инвалидами, созданы авторские и адаптированные дополнительные образовательные программы, наработан большой методический материал. Привлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья отдела реабилитации МБОУДОДЦВО «Творчество» г. Самара к занятиям спортом и физической культурой, участию в спартакиадах, олимпиадах, дельфийских играх способствует не только их оздоровлению, реабилитации, но их социальной адаптации. Список информационных источников: Гросс Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП. «Социально-педагогическая реабилитация проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями с ОВЗ при помощи искусства и спорта».

Такой человек фактически вступает в новый жизненный цикл, и ему приходится проходить все три фазы освоения социальных ролей и усвоения культурных норм: социализацию освоение ролей и норм , десоциализацию разобучение и ресоциализацию переобучение новым ценностям и стандартам поведения.

добавлено 16 комментария(ев)